• Телефон: +7(915)814-09-51 (WhatsApp)
  • Email:
Russian Chinese (Simplified) English German

academicjournal Журнал «ACADEMY» выходит раз в два месяца, ориентировочно 14 числа (ежемесячно уточняется). Следующий номер журнала № 4(80) 2024 г. Выйдет - 15.11.2024 г. Статьи принимаются до 12.11.2024 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки.
Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.




Чаплыгина Н.Т.

Чаплыгина Наталия Тимофеевна – доцент, кафедра реставрации станковой масляной живописи, Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, г. Москва

Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению вопроса о месте и значении парадного императорского портрета в рамках жанра портретной живописи в русском искусстве 17-19 веков. Портреты русских царей и императоров являются неотъемлемой частью отечественного живописного наследия. Изучение портретных изображений в контексте социально-культурных процессов, несомненно, один из эффективных и объективных подходов для понимания исторических событий прошлого. Развитие и трансформация трактовки образов русских правителей в живописи дает документальное, зримое подтверждение изменений в общественной мысли и формировании русской национальной идеи. Статья написана в научных, информационных и учебных целях.

Ключевые слова: парадный портрет, русское искусство, парсуна, русский мир, национальная идея. 

Список литературы

  1. Журавлева Е.В. К вопросу о портрете-картине в русской живописи K.X1X - н. XX века// Третьяковская галерея. Материалы исследования. Т.2., 1958.
  2. Сидоров А.А. Русские портретисты 18 века. М.-Пг.: ГИЗ, 1923. 44 с.
  3. Барокко в России // Труды секции пространственных искусств ГАХН. Под. ред. проф. А.И. Некрасова. М.: Типография ГАХН, 1926. 142 с.
  4. Лебедев Г.Е. Русская живопись первой половины18 в. Л.: Искусство, 1938. 132 с.
  5. Яблонская Т.В. Классификация портретного жанра в России 18 в.: к проблеме национальной специфики: Диссертация кандидата искусствоведения. Москва, 1978. 192 с.
  6. Бенуа А.Н. Русская школа живописи. М.: Директ-Медиа, 2003. 220 с.
  7. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х гг. М.: Искусство, 1988. 285 с.
  8. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. 397 с.
  9. Гнедич П.П., Муратов П.П., Никольский В.А. История русской живописи. М.: «Эксмо», 2020. 608 с.
  10. А.Г. Дугин. Русская идея — это не наше творение, а то, что нас творит // Культура. 2021. №8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://portal-kultura.ru/articles/person/335704-filosof-aleksandr-dugin-russkaya-ideya-eto-ne-nashe-tvorenie-a-to-chto-nas-tvorit/ (Дата обращения: 25.07. 2023)
  11. Каравак Л. «Портрет Императрицы Анны Иоанновны». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tretyakovgallery.blogspot.com/2012/08/xviii-1730.html
  12. Людден И.П. «Портрет Петра II». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ar.culture.ru/ru/subject/portret-petra-ii-1
  13. Антропов А.П. «Портрет Петра III». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2678-portret-petra-iii-aleksej-petrovich-antropov-opisanie.html
  14. Левицкий Д.Г. «Екатерина II –законодательница в храме богини Правосудия». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/18_19/zh_41/
  15. Лампи Старший И.-Б. «Екатерина II с аллегорическими фигурами». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.virtualrm.spb.ru/ru/resources/galleries/otechestvo?o=4132
  16. Эриксен В. «Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artchive.ru/artists/2999~Virgilius_Eriksen/works/377835~Portret_Ekateriny_II_v_shugae_i_kokoshnike
  17. Шибанов М. «Екатерина II в дорожном костюме». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ar.culture.ru/ru/subject/portret-imperatricy-ekateriny-ii-1
  18. Боровиковский В.Л. «Портрет Павла I». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ar.culture.ru/ru/subject/portret-pavla-i
  19. Тончи С. «Портрет Павла I». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/8100
  20. Щукин С.С. «Портрет Павла I». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ar.culture.ru/ru/subject/portret-pavla-i-1754-1801
  21. Боровиковскйи В.Л. «Портрет Александра I». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_19/zh-3161/index.php
  22. Щукин С.С. «Портрет Александра I». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gallery.tverreg.ru/collections/2613/
  23. Жерар Ф. «Портрет Александра I». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusoch.fr/ru/events/tri-monarxa.html
  24. Доу Дж. «Портрет Александра I». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_19/zh_3922/index.php
  25. Крюгер Ф. «Портрет Александра II». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dzen.ru/a/XTyDjOTznwCuo49v
  26. Маковский К.Е. «Портрет Александра II». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/081020/47798/
  27. Маковский К.Е. «Портрет Александра II». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/081020/47798/
  28. Маковский К.Е. «Портрет Александра II». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8480
  29. Крамской И.Н. «Портрет Александра III». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ar.culture.ru/ru/subject/portret-aleksandra-iii
  30. Надар Ф. «Портрет Александра III». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vakin.livejournal.com/993371.html
  31. Липгарт Э.К. «Портрет Николая II». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tour.tzar.ru/history_in_subjects/may/index.html
  32. Репин И.Е. «Портрет Николая II». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y-M-AuP3Ow28JJ6t
  33. Серов В.А. «Портрет Николая II». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y-M-AuP3Ow28JJ6t
  34. Кустодиев Б.М. «Портрет Николая II». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y-M-AuP3Ow28JJ6t

Ссылка для цитирования данной статьи 

academicjournal copyright    

Чаплыгина Н.Т. ИМПЕРАТОРСКИЙ ПОРТРЕТ: ДУХ ВРЕМЕНИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ // Academy. № 2 (78), 2024 - С.{см. журнал}.

academicjournal pdf2

Княжицкая Т.В.

Княжицкая Татьяна Владимировна — кандидат искусствоведения, член Международной Ассоциации Искусствоведов (АИС), куратор выставочных проектов, г. Санкт-Петербург

Аннотация: предметом исследования является направление в искусстве, заявившее о себе в конце ХХ—начале ХХI веков, - visionary art (виженари арт), или визионерское искусство. Поскольку эта тема мало исследована в отечественном искусствознании, автор начинает с определения понятий визионер, визионерство, визионерский опыт и визионерское искусство. Визионерский опыт рассматривается как психофизическая способность многих людей, а само визионерское искусство – как феномен, существующий в истории человечества с древности, но только в середине ХХ века обретший философский и психологический контексты для изучения учеными. Методом исследования стал сбор данных из исследований о визионерском опыте, метод визуального анализа произведений виженари арт, представленных на выставках современного искусства последних лет. Новизна данного исследования заключается в более широком, относительно имеющегося в настоящий момент, определении визионерского искусства не просто как стиля в живописи, а как большого мировоззренческого явления – символизма нашего времени. Определены характерные темы и визуальные признаки визионерского искусства начала ХХI века.

Ключевые слова: искусство, живопись, художник, символизм, визионер, визионерское искусство, visionary art, искусство XXI века, психология, синестезия.

Список литературы

  1. Уилбер Кен. Глазами художника: искусство и вечная философия // Священные зеркала. Визионерское искусство Алекса Грея. Москва. Рипол-классика, 2010. С. 9-17.
  2. Бучка А.М. Родословная визионерского искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: "Грамота", 2017. № 3 (77), в 2 ч. Ч. 1. С. 34-38.
  3. Сухов А.А. Феномен визионерства: культурно-исторические основания и модификации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии (специальность 24.00.01 – теория и история культуры). Екатеринбург, 2008. 28 с.
  4. Ямпольский М. Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. Москва, Новое литературное обозрение, 2007. 616 с.
  5. Европейский символизм. Под ред. И. Светлова. Сборник статей. СПб.: Алетейя, 2006. 495 с.
  6. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. Стлб. 291. М., 1935-1940 г.
  7. Visionary ArtAward. Международная выставка визионерского и символического искусства. Москва, РОО ТС "Евразийский художественный союз", 2018. 180 с.; Visionary ArtTrip. Международная выставка символического искусства. Весна-2019. 2018, РОО ТС "Евразийский художественный союз", 2019. 307 с. Иллюстрации в статье приведены из названных каталогов выставок визионерского искусства. Написание фамилий и произведений приведено в соответствии с этими каталогами. Изображения работ Олега Королева предоставлены автором.

Ссылка для цитирования данной статьи 

academicjournal copyright    

Княжицкая Т.В. ВИЗИОНЕРСКОЕ ИСКУССТВО – СИМВОЛИЗМ КОНЦА ХХ—НАЧАЛА ХХI ВЕКОВ // Academy. № 6(45), 2019 - С.{см. журнал}.

academicjournal pdf2

Ивлева С.Н.

Ивлева Светлана Николаевна - доцент, кафедра академического рисунка, факультет живописи, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, г. Москва

Аннотация: в данной статье анализируется техника рисунка городской архитектуры на пленэре. Автор статьи делится своим творческим и педагогическим опытом в период преподавания академического рисунка и пленэра в Российской академии живописи,  ваяния и зодчества  Ильи Глазунова, в 2002 - 2019 г. Статья может лечь в основу учебно-методического пособия, принести практическую пользу преподавателям и учащимся художественных школ и вузов.

Ключевые слова: рисунок, техника, пленэр, архитектура, мотив, образ, педагогический  опыт.

Список литературы

  1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М: Изобраз. Искусство, 1985. С. 11.
  2. Маслов.Н.Я. Пленэр: М.: Просвещение, 1984. С. 9.
  3. Ростовцев. Н.Н. История методов обучения рисованию. М: Просвещение, 1982. С. 93.
  4. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или трактат о живописи. СПб.: Библиополис, 2008. С. 50.
  5. Чуйков С.А. Заметки художника. М., Молодая гвардия, 1962. С. 5.
  6. Нарциссов В.В.. Этюды по русскому искусству. М., С. 63.
  7. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1984. С. 119.
  8. Гращенков В.Н. Об искусстве рисования и искусстве собирания рисунков // Пять веков европейского искусства. Рисунки старых мастеров из собрания Франца Кенигса. Каталог выставки. Издательство Леонардо Арте, Милан, 1995. С. 12.
  9. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М: Изобраз. Искусство, 1985. С. 18.
  10. Учебный рисунок. Под ред. В.А.Королева. М: Изобразительное искусство, 1981. С. 90.
  11. Андрияка Сергей. Рисунок: Альбом. М.: Типография «Новости», 2011. Издание второе. С. 6.

Ссылка для цитирования данной статьи 

academicjournal copyright    

Ивлева С.Н. ТЕХНИКА РИСУНКА ГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА ПЛЕНЭРЕ // Academy. № 5(44), 2019 - С.{см. журнал}.

academicjournal pdf2

Княжицкая Т.В.

Княжицкая Татьяна Владимировна — кандидат искусствоведения, куратор выставочных проектов, г. Санкт-Петербург

Аннотация: предметом исследования является творческий путь и живопись Александра Александровича Якобчука. Использован сравнительный метод изучения формирования живописных навыков у художника-любителя, применены методы описательного, формально стилистического искусствоведческого анализа произведения искусства. Результатом исследования является характеристика творчества автора 2000 - 2010-х гг.: А.А. Якобчук предстает как живописец, работающий в традиции русской реалистической пейзажной живописи, в работах которого сочетаются пленэрные подходы, свойственные импрессионистам.

Ключевые слова: искусство, живопись, художник, реализм, импрессионизм, пейзаж, биография, искусство XXI века, русское искусство, реалистическая живопись.

Список литературы

  1. Княжицкая Т.В. «Интеллектуальный авангард» Рината Шазама // Academy. № 12 (27), 2017. С. 111-113.

Ссылка для цитирования данной статьи 

academicjournal copyright    

Княжицкая Т.В. А.А. ЯКОБЧУК. ПУТЬ ХУДОЖНИКА// Academy. №2(41), 2019 - С.{см. журнал}.

academicjournal pdf2

           
adware software removal